История автомобиля
Сегодня мы прикоснёмся к легенде и познакомимся с первым серийным автомобилем Горьковского (тогда ещё Нижегородского) автомобильного завода – грузовиком ГАЗ-АА, более известным как «Полуторка».
Днём рождения «Полуторки» считается 29 января 1932 года, когда с конвейера завода в Нижнем Новгороде сошёл первый автомобиль. Основой была рама, а подвеской служили рессоры, обеспечивающие грузоподъёмность в полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище «Полуторка» или «Полуторатонка». Несмотря на это, «Полуторки» почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трёх тонн. На грузовик устанавливался четырёхцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 см3, который развивал мощность 42 л.с., и четырёхступенчатая коробка передач. До 1934 года «Полуторки» оснащались кабиной из дерева и прессованного картона, позже их заменил металл.
«Полуторка» оказалась незаменима во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Простая, надёжная конструкция и неприхотливый характер позволили автомобилю стать и поставщиком, и носителем вооружения. Летом 1943-го Горьковский завод сильно пострадал от бомбардировок, и из-за нехватки материалов выпуск ГАЗ-АА был сильно упрощён. Грузовик комплектовался только одной левой фарой, только задними тормозами и только задним откидным бортом. Тонкие стальные листы шли на вооружение, в результате чего завод был вынужден отказаться от их использования в кабине «Полуторки». Но без крыльев по тогдашним дорогам машина ездить не могла, поэтому их стали делать из кровельного железа. Новый материал не имел пластичности и крылья получались квадратными.
У «Полуторки» американские корни: первые автомобили собирались из машинокомплектов, привезённых из США в рамках подписанного с Ford Motor Company соглашения о помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-А и грузовых автомобилей типа Ford-АА. Параллельно со сборкой первых грузовиков завод налаживал собственный выпуск шасси и других комплектующих. С 1933 года автомобиль стал полностью советским.
Из-за постоянных проблем со стартёром, который не всегда работал больше полугода, для того, чтобы завести машину, водителям приходилось крутить ручку. Это действо часто становилось ключевым моментом в фильмах с участием «Полуторок».
В Советском Союзе было запрещено владеть грузовиками в частном порядке, поэтому большая часть «Полуторок» передавалась на различные предприятия. Со временем ремонтировать их было всё сложнее, и машины сдавались Вторчермету. Поскольку тогда существовали годовые нормы по сдаче вторичного сырья, предприятиям проще было списать старую технику. Именно поэтому ГАЗ-АА в хорошем состоянии – настоящая редкость и мечта автоколлекционера.
Легендарный автомобиль был запечатлён на аверсе монеты, выпущенной в серии «Ленинград». Именно этими грузовиками была проложена «Дорога жизни», по которой шло снабжение блокадного города.
За всё время производства было выпущено 985 000 автомобилей ГАЗ-АА. В коллекции Ассоциации защиты транспортного наследия СССР имени А.И.Шамары «Победа» - «Полуторка» появилась в 2018 году.
Безотказная «Полуторка» будет представлена во внутреннем дворе Бизнес-центра «КНГК-Групп» с 25 по 29 июня.

ГАЗ-АА ПОЛУТОРКА